Некоторые факты о чтении

Психолог Саймон Лайверсидж из университета Саутгемптона считает, что при чтении глаза человека около 50 процентов времени смотрят на разные буквы. При этом, линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и пересекаться.

Как известно, при чтении быстрые небольшие скачки глаз чередуются с остановками, т.е. глаза движутся от слова к слову, ненадолго задерживаясь, чтобы прочесть его. До сих пор специалисты полагали, что при фиксациях глаза обычно фокусируются на одной и той же букве.

Однако новые исследования психологов под руководством доктора Лайверсиджа опровергли эту теорию.

Во время экспериментов доброволец читал текст, набранный четырнадцатым кеглем, с расстояния в один метр, а в это время исследователи при помощи невидимого инфракрасного луча фиксировали движения его глаз.

Оказывается, что 53% времени глаза действительно смотрят на одну и ту же букву, а 47% - на разные. 39% времени из этих 47% линии взгляда расходятся, а 8% времени - перекрещиваются.

Психологи отмечают, что даже в том случае, кода глаза смотрят на разные буквы, мозг все равно объединяет их в одну картинку. Ввиду новых данных Лайверсидж считает, что результаты эксперимента позволят лучше понять механизм чтения, усовершенствовать методики обучения детей чтению и разработать способы борьбы с нарушениями способности читать.

При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро - 4-2 остановки.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитаю-щего - 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).

При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.

При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.

За счет регрессий на 1 странице глаза пробегают в среднем в 12 раз большее расстояние, чем без них.

Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.

При чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и перекрещиваться.

95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.

Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро - 4-2 остановки.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (то есть 1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего - 200-500 знаков (это 33-83 слова нескольких строк).

При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.

При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.

Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.

Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

Источники: http://www.knigoizdanie.ru

http://krigerworld.ucoz.ru